Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста

Трудно представить себе детство без книги. Художественная литература сопровождает детей с первых лет жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать.

Дошкольный возраст – это именно тот период, когда происходит ,,закладка” формирования психологических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и другие психологические функции в этом возрасте.

Современный ребенок много времени проводит за телевизором, компьютером, а чтение рассказов и сказок из уст родителей слышит все реже, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи детей.  

    Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься развитием речи детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки — бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать   язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

       Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания;   другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают понять переносное значение слова, развивают образное мышление.

В возрасте 5-6 лет, мы замечаем, что многие дети умеют читать. Но взрослые должны понимать, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он научился самостоятельно читать, нужно удовлетворять.

           Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Необязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывает нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. В дошкольном возрасте, язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

Как прививать интерес ребенка к художественной литературе? Вот несколько советов.

Приобщайте ребенка к книге с раннего детства.

Выбирайте произведение в соответствии с возрастом.

Показывайте ребенку, что чтение доставляет Вам удовольствие. Читайте с выражением, интонацией. После чтения проведите беседу о прочитанном.

Приучайте ребенка к бережному отношению с книгой.

Во время чтения, сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть Ваше лицо.

Читайте всегда, когда ребенок просит Вас.

Читайте ребёнку вслух каждый день, перед сном.

Для выбора книги, организуйте совместный поход в магазин.

 Как же выбрать книгу для ребёнка? Не нужно покупать ребенку сразу много книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.

Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать Ваше чтение.

Желательно приобретать ребенку хорошо иллюстрированные книги известных детских писателей и поэтов, которые знакомы нам с собственного детства.

Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи Вашего ребенка.

Добавить комментарий