— малыш должен правильно произносить все звуки,
— различать на слух похожие звуки, например, [п-б], [ш-с] (это называется «фонематический слух»),
— иметь достаточный словарный запас и уметь изменять слова, например, назвать детеныша лисы «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое».
Но не все первоклассники приходит в школу с полноценно сформированной речью.
Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, можно говорить о фонетическом недоразвитии речи (ФНР). Иногда для устранения этого дефекта достаточно пройти лечение у врача-ортодонта, исправить строение челюсти или подрезать уздечку, и произношение звуков нормализуется. Но в некоторых случаях этого бывает недостаточно и ребенку следует пройти курс занятий с логопедом. Это особенно актуально, когда наряду с неправильным произношением звуков у ребенка нарушен фонематический слух, о котором говорилось выше. Несложно проверить, насколько отчетливо малыш распознает звуки. Достаточно предложить ребенку повторить за вами цепочку слогов со сходными звуками, например: па-ба-ба-па, са-за-ца и др. Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно, это может указывать на снижение фонематического слуха. В этом случае ребенку следует пройти курс занятий с логопедом, поскольку процесс обучения письму и чтению, овладение иностранными языками основывается на умении различать на слух и воспроизводить (устно или письменно) звуки речи.